Ошиблись прокуроры – виноват "Мемориал" * Как это общество "уличили" в любви к фашизму
* «Мемориал» внесен в реестр НКО — иностранных агентов
Российская пропаганда заклеймила позором правозащитную организацию, даже не потрудившись выяснить, в чем дело
*Мемориал Внесен в список иноагентов в РФ
Как известно, на встрече Путина с членами СПЧ обсуждался и вопрос о судебном преследовании Общества «Мемориал». В связи с этим президент сказал: «По поводу судебного процесса — кстати говоря, он не завершён, поэтому надо посмотреть, как будет идти это разбирательство, надеюсь, что оно будет объективным». И подчеркнул, что «Мемориал» должен «исходить из гуманизма при составлении списка жертв политических репрессий и не должен совершать ошибок». Эти слова прозвучали не случайно, Путин напомнил, что израильские специалисты нашли в списке жертв советских политических репрессий, который ведет организация, ряд лиц, служивших нацистам и участвовавших в массовых убийствах евреев.
Наверняка, он имел в виду недавний случай, произошедший в августе 2021 года, когда российско-израильский историк Арон Шнеер сообщил в своем блоге, что нашел в списках репрессированных, составленных «Мемориалом», двоих полицаев, участвовавших в расстрелах евреев в его родном городе (где погибли десятки родственников Шнеера):
«ПОЗОР «МЕМОРИАЛУ», если он включает в список «Жертвы политического террора в СССР» немецких пособников и убийц. Надеюсь, что это происходит по недосмотру, недоразумению. Необходимо перепроверить, перетрясти всю базу, ибо, возможно, это не единичный постыдный факт.
Итак, в базе «Жертвы политического террора в СССР» я нашел активного немецкого пособника, соучастника убийств в моем родном городе.
А по данным Мемориала:
Ковалевский Павел Александрович
Родился в 1923 г., Латвия, Даугавпилсская обл., Лудзенский р-н, г. Лудза; поляк; учитель. Проживал: Латвия, Даугавпилсская обл., Лудзенский р-н, г. Лудза.
Приговорен: ВТ в/НКВД Латвийской ССР 9 апреля 1945 г., обв.: 58-1а и 58-11 УК РСФСР, с санкцией ст. 2 Указа от 19.04.43.
Приговор: 20 лет каторжных работ, 5 лет поражения в правах
Источник: База данных Польские заключенные воркутинских лагерей.
Только это не вся правда о «невинной жертве советского режима»
А вот правда о Ковалевском. Павел Ковалевский один из организаторов Лудзенского гетто, участник ареста и расстрела коммунистки Кравцовой, участник расстрела 35 евреев в июле 1941 г. в Лудзе, заместитель коменданта Лудзенского гетто, один из организаторов расстрела 800 евреев Лудзы 17 августа 1941 г., а с сентября 1941 г - вновь студент учительского института… Таких надо было расстрелять, однако…
Павел Ковалевский - студент 4-го курса учительского института. Так он провел каникулы летом 1941 г.
Из протоколов допросов обвиняемого Ковалевского Павла Александровича от 17-22 августа 1944 г. «уроженец города Лудза, по национальности поляк, учился в учительском институте в г. Резекне. Окончил в 1942 г.
«До какого времени просуществовало гетто, я не знаю. В сентябре 1941 г. я поехал учиться в г.Резекне. (Заканчивать 5-й курс учительского института. До ареста в августе 1944 г. работал в Лудзенской школе. - А.Ш.) К тому времени евреев в гетто оставалось очень мало.
Вопрос: Куда же девались они?
Ответ: Они были расстреляны. При расстреле первой партии я присутствовал, тогда было расстреляно 35 человек евреев.
Вопрос: Фамилии их помните?
Ответ: Одного помню – Коган, возраст его не помню, но старше 60 лет. Был еще главный еврейский священник, фамилии его не помню... Он был очень старый с седой бородой, лет 80. ( Раввин Бен Бен Цион Дон Ихье - А.Ш.) Еще был мясник, фамилии не знаю. Затем старик Друян, бывший часовой мастер, 70 лет. Таубе Моисей (На самом деле Таубкин Моисей, Жил на ул. Латгалес 138. дядя моего отца. – А.Ш.)
Коханов, старик, сын его был убит в Звиргзденской волости после бегства из тюрьмы. (Сыновья Коханова были комсомольцы. – А.Ш.).
<…> из полиции пришло 6 человек зеленоармейцев-айзсаргов, приехавших из Риги. Фамилии их я не знаю. Пришли полицейские Бриц, Столбашинский, Петровский Антон, начальник тюрьмы Купровский, начальник уездной полиции Рекстыньш и братья Габрушевы Николай и Юрий <…> Расстрелы производились при свете костров из зажженных еврейских книг, которые обреченные принесли с собой. Расстреливали по пять или шесть человек. Айзсарги стреляли им в затылок из наганов. Тех, которые еще не были после первого выстрела убиты, как выражались зеленоармейцы, «еще хрипели», достреливали в яме. Одного раненного в область шеи еврея застрелил Бруно Зауер.
<…> Они кричали, молились богу. <…> Один из расстреливаемых сказал: «Умрем за коммунизм!» – с этими словами он был застрелен айзсаргами.
Помню, один еврей Таврик спрашивал: «За что меня расстреливаете, я ведь помогал крестьянам. В ответ на его просьбу один из зеленоармейцев выстрелил ему прямо в рот».
Расстрел 17 августа 1941 г.
Из протоколов допроса П. Ковалевского от17-22 августа 1944 г.
…У Адрицкого после расстрела я видел полный чемодан еврейских вещей. Там было много перчаток, колец и других вещей. <…> Из вещей принадлежащих евреям, я получил от городской управы диван и трюмо.
Вопрос: Помимо городской управы, что вы сами взяли из вещей принадлежащих евреям?
Ответ: Лично я взял двое часов: одни серебряные, другие золотые, костюм, шубу…
Вопрос: Где находятся награбленные вами вещи?
Ответ: У меня дома»
***
Арон Шнеер всю жизнь занимается историей Холокоста и II Мировой войны, работал в знаменитом иерусалимском мемориале «Яд Вашем».
Судя по его фейсбуку, Шнеер много сотрудничает с российским посольством и культурным центром (я ничего не имею в виду, это лишь констатация). Под тем его постом разразился самый настоящий скандал, после чего Шнеер написал: «Сегодня забанил нескольких хамов, крикунов-невротиков, якобы правозащитников, провозглашающих безграничность прав и свобод, отрицателей сталинских репрессий. Всех неадекватных участников прений, не умеющих анализировать текст и правильно понимать смысл написанного. Забанил тех, кто нашел лишь площадку для очередного вброса фальшивок, сведения счетов, оскорбления оппонентов, друг друга. Тех, кто площадной бранью оскорблял Мемориал, нужность которого я не оспаривал ни в одной своей публикации, ни одним высказыванием, а привел лишь его вопиющие ошибки. Моя страница не помойка, а участники дискуссии не должны быть похожими на свору собак. Вместе с тем рад, что публикации могут стать поводом для серьезного разговора профессионалов».
Но российская пропаганда, конечно, не могла пройти мимо такого повода и развернулась по полной, обвинив Мемориал во всех страшный грехах.
И голоса историков, объяснивших, почему это произошло, ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||