Сегодня: MSK: Курсы: 102.58 руб (+1.90)107.43 руб (+1.35) Нефть: Погода: Пасмурно Ночью в Москве: -1 °C..1 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Материя зримого. Костюм и драпировки в живописи

Материя зримого. Костюм и драпировки в живописиИздательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу историка моды и костюма Энн Холландер «Материя зримого. Костюм и драпировки в живописи» (перевод Софьи Абашевой).На портретах ренессансных монархов и их придворных шелковые чулки неизменно гладко обтягивают ноги — в реальной жизни такое станет возможным только в XX веке, с появлением эластичных синтетических тканей. Это лишь один из примеров того, как художники исправляют повседневные несовершенства модного костюма, приближая его к идеалу. Картины показывают нам, как наряд должен был выглядеть (а не как выглядел на самом деле), в полной мере раскрывая его эстетический и чувственный потенциал. Книга Энн Холландер «Материя зримого» посвящена такого рода идеализации и стилизации человеческой фигуры — процессам, в которых мода и живопись участвуют наравне, вдохновляя и подпитывая друг друга.

Влияние моды на живопись наиболее заметно в том, что даже обнаженная фигура на полотне приобретает актуальные на тот момент пропорции. С другой стороны, живопись изобретает позы, которые становятся неотъемлемой частью модного лексикона: так, кокетливо выныривающее из складок ткани голое плечо с барочных изображений кающейся Марии Магдалины через долгую цепочку образов-посредников со временем переходит на фотографии голливудских актрис. Отдельный захватывающий сюжет связан с ролью живописных драпировок, которые, начиная с работ Микеланджело, полностью подчиняются художественной идее, игнорируя законы физики. Книга Холландер поможет по-новому взглянуть как на хорошо знакомые произведения искусства, так и на современную моду и те способы стилизации тела, которые она предлагает.

Предлагаем прочитать фрагмент главы «Мода и нагота».

 

С самого своего появления в позднем Средневековье изображения обнаженного женского тела в живописи демонстрировали легко узнаваемое влияние моды. Это влияние проявляется в обнаженной натуре художников, преданных классическим идеалам, таких как Энгр, не меньше, чем в работах художников, приверженных индивидуальной манере, таких как Тинторетто, или реализму, не подверженному влиянию классицизма, таких как Рембрандт и Курбе. Хотя художники, следовавшие умозрительной истине, могли считать, что они невосприимчивы к мирским капризам моды, а художники, следовавшие оптической истине, могли считать себя невосприимчивыми к импульсу к идеализации, обе стороны оказывались подверженными нормативной силе моды, подчиняющей себе все глаза, даже самые зоркие. Рассматривая обнаженную женскую натуру в живописи, мы можем видеть, как женская мода каждой эпохи формировала соответствующее представление об идеальном обнаженном женском теле и в то же время заставляла идеальное тело казаться естественным.

Подготовительные наброски, сделанные с живой обнаженной модели, могут показать непосредственную точность глаза и руки художника, прежде чем необходимость превратить набросок в произведение искусства побуждает его сделать вид обнаженной более естественным или более идеальным: в обоих случаях доставляющим большее удовольствие глазу. Тогда чаще одерживает верх образ тела, сформированный модой, так как он наиболее сексуально привлекателен в данный исторический момент, наиболее часто используется в современных изображениях, и поэтому выглядит правильным. Он выглядит правильным, потому что модно одетое тело в прежние времена и до сих пор наиболее убедительно представало в изображениях, а не вживую. Сегодня это делают фото- и видеокамеры; но на заре моды живописцы и граверы сразу же начали ее интерпретировать, преувеличивать, демонстрировать ее самые остросовременные прелести — и придавать такую форму обнаженной натуре. Эти способы использования моды в искусстве применялись к обоим полам; но сейчас мы рассмотрим только женскую моду с середины XV века до середины XX.

Французская миниатюра 1460-х годов, представляющая поэта, который приносит томик своих стихов в дар даме, дает очень четкое представление художника о французской женской моде того времени. Мы видим, как художник привел пропорции тела в соответствие с желаемым видом одежды в процессе ношения. Крупная голова еще больше увеличена высоким головным убором и вуалью; открытая грудная клетка, грудь и плечи выглядят очень маленькими, и они очень аккуратно смоделированы, как если бы они были изящными украшениями; широкий пояс плотно сжимает грудную клетку над талией, дополнительно уменьшая объем верхней части туловища; узкие рукава с высокими проймами подчеркивают тонкость рук, а расширяющиеся манжеты визуально увеличивают кисти.

Нижняя часть туловища значительно расширена и удлинена тяжелыми складками юбки, подхваченными спереди, чтобы еще больше ее увеличить. Дама несколько отклоняется назад, чтобы уравновесить вес платья, и длинный шлейф сложен кипой позади нее, чтобы уравновесить позу. Поднятая юбка показывает, что внешний вид ступней важен: их намеренно демонстрируют в зрительно удлиняющих заостренных туфлях. Мы можем заметить, что в целом поверхность костюма гладкая, его линии чистые, рукава и пояс облегают без складок, складки юбки падают так же прямо, как и вуаль. Не видно ни прически, ни украшений, но на этом фоне как украшение выглядит ухо дамы. Змееподобная масса горностаевой подбивки шлейфа, сложенная в кипу далеко за спиной дамы, а также золото и драгоценные камни на шляпе, поднимающейся высоко над ее головой, — вот единственные украшения на ее костюме, и все они удалены от ее тела.

Взглянув на картину «Ева» кисти Ганса Мемлинга, работавшего в той же традиции и в то же время, мы можем увидеть отпечаток фигуры элегантно одетой дамы на обнаженном теле первородной соблазнительницы. Вот те же крупная голова, крупные кисти рук и широкие плоские ступни, маленькие аккуратные груди и плечи и узкая цилиндрическая грудная клетка, узкие руки подчеркивают стройный силуэт. Ниже мы видим вздутый и удлиненный живот, выпяченный вверх и вперед, в то время как верхняя часть тела откинута назад, чтобы поддержать отсутствующие складки юбки, и низко расположенный таз, наклоненный, будто сопротивляясь натяжению отсутствующего тяжелого шлейфа. В этой картине поверхность тела фламандской Евы такая же гладкая, а его линии такие же чистые, как у одежды французской дамы. Пристальное внимание фламандского художника к тонким коленям, пальцам ног и мерцающим волосам Евы соответствует вниманию французского иллюстратора к украшенному драгоценными камнями головному убору и шлейфу, подбитому мехом горностая. Точно также выглядывает ухо Евы, природная жемчужина среди ее длинных локонов.

Столетие спустя в Венеции ни у одной красавицы не было узкой грудной клетки или тонких рук, ни у одной нет большой головы, крупных кистей рук или широких ступней, и у всех широкие плечи. Портрет неизвестной дамы в красном 1560-х годов кисти Паоло Веронезе показывает, что руки элегантно одетой женщины теперь скрыты несколькими слоями плотной ткани и предстают в наиболее выигрышном виде, когда их держат вдали от тела, ...

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: В мире

Материя зримого. Костюм и драпировки в живописи


Опубликовано: 2021-12-13 00:09:53

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу историка моды и костюма Энн Холландер «Материя зримого. Костюм и драпировки в живописи»... Подробнее »


Работа. Резюме / Вакансии

Мерчендайзер в супермаркет
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Подсобный рабочий на производство (вахта)
Вакансии: Москва
от 75000
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Помощник в договорной отдел
Вакансии: Москва
от 45000
14 Февраля 2018


Новости по теме: - В мире

|
 

Автомобили с пробегом

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2017 г.вып, 1600 см3, 175л.с.

0 км

цена: 1 690 000 руб

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2016 г.вып, 2000 см3, 185л.с.

32 955 км

цена: 1 338 000 руб

Audi - Q7 Audi - Q7

2007 г.вып, 3600 см3, 278л.с.

176 700 км

цена: 850 000 руб

ГАЗ - ГАЗель 3302 ГАЗ - ГАЗель 3302

2006 г.вып, 2800 см3, 140л.с.

280 000 км

цена: 300 000 руб

KIA - cee'd KIA - cee'd

2008 г.вып, 1400 см3, 109л.с.

88 907 км

цена: 370 000 руб

Погода в Москве - сегодня


Москва
Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Ночью -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Утром 0 °C..-2 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Днем -1 °C..1 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Облачно 24 ноября в воскресенье
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Киев
Облачно 24 ноября в воскресенье
Ночью -1 °C..-3 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Облачно 24 ноября в воскресенье
Утром -1 °C..-3 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Облачно 24 ноября в воскресенье
Днем -1 °C..1 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Ясно 24 ноября в воскресенье
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c юго-восточный

Минск
Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Ночью -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c западный

Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Утром -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-западный

Пасмурно 24 ноября в воскресенье
Днем -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-восточный

Облачно 24 ноября в воскресенье
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер 2 – 4 м/c юго-восточный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru