Бесполезный сертификат
Росавиация наконец-то выдала сертификат на самолёт МС-21
Небывалый самолётопад 2021 года, казалось убедительно продемонстрировал общественности, что, несмотря на выделяемые огромные бюджетные миллиарды, авиационная отрасль России находится в глубоком пике.
В воздухе «повис» вопрос – кто будет отвечать за столь неэффективное освоение бюджета: Денис Мантуров, Сергей Чемезов или Анатолий Сердюков (которому не привыкать к судебным «тёркам»)?
Ан, нет. Промышленный министр Денис Мантуров таки умудрился реабилитироваться в конце года, объявив о завершении лётной сертификации самолёта МС-21. Чуть позже, второй потенциальный «подозреваемый в развале российского авиапрома», глава Ростеха Сергей Чемезов, также заявил «в своё оправдание», что «получение сертификата типа от Росавиации – важнейшее событие для программы МС-21 и авиационной отрасли. Документ подтверждает готовность самолета МС-21-300 к полномасштабному серийному производству» – приводит его слова официальный сайт государственной корпорации.
Чуть раньше, на всё том же официальном сайте «Ростеха», появилась информация, что «МС-21-300 с российским крылом из композитов выполнил первый полёт».
Вот те на, скажет неподготовленный читатель: только совершили первый полёт и уже сертификат?!
Так, что же на самом деле сертифицировали? Давайте разбираться в этом более детально…
Коварные иностранцы и бестолковая Росавиация
Так, что же на самом деле сертифицировали чиновники Росавиации (ФАВТ)? Полтора года назад «Версия» очень подробно разбиралась с самолётом МС-21 в материале «Вторая попытка реабилитации российского авиапрома. МС-21». Прослеживая историю очередной российской «новинки», мы выяснили, что на самом деле МС-21 «вылупился» из советского Як-242, который берёт начало в 1987 году. Также было отмечено, что основная проблема этого проекта – это, так называемое, «чёрное крыло». И дело не только в том, что постройка самолёта с композитным крылом – это дебют для российского авиапрома (когда-то же надо начинать), основная проблема в том, что «лошадей», а точнее поставщика сырья для создания композитного крыла, пришлось менять, что называется «на переправе».
«Газета.Ru» сообщала, что санкции в отношении АО «Аэрокомпозит» создают проблемы для реализации проекта МС-21, а именно: «Под давлением американских санкций отгрузка из Японии и США компонентов для композитов, которые использовались для производства крыла и части киля, прекратилась… Поставлять материалы для российского производства перестали американская Hexcel и японская Toray Industries».
Даже Владимир Путин, как сообщал «NewsRbk.ru Новости», обвинил западных партнёров в хамстве из-за ситуации с МС-21: «Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку соответствующих композитных материалов для крыла» – приводит слова президента информагентство. Эта проблема на тот момент была настолько серьёзной, что, как сообщало «РБК», даже рассматривался вариант отказа от композитного крыла и перепроектирование на использование алюминия.
Анализируя эту ситуацию, портал новостей авиации «AEROO.ru» посчитал (со ссылкой на данные ОАК), что завезённого в страну иностранного сырья хватит для создания крыльев и оперения лишь для 7 (семи!) самолётов, часть из которых была задействована на сертификационных испытаниях. Более того, судя по Карте данных (приложение к сертификату), эти самолёты были построены неизвестно где – но об этом ниже.
Таким образом, ФАВТ сертифицировало партию всего лишь из семи (!) самолётов, зачем-то назвав это количество «типом». Является ли это триумфом российского авиапрома? Однозначно – нет. Потому, что сертификат есть (о нём будет сказано ниже), а самолётов – нет. Именно поэтому на сайте «Ростеха» говорилось, что МС-21, сделанный с использованием российских композитов, только взлетел.
Возникает вопрос – а зачем нужна эта сертификация? А вот тут тоже напрашиваются интересные рассуждения…
Чиновничья примета: полномочия к деньгам…
Наконец-то стало понятно, зачем в конце 2015 года, Дмитрием Медведевым была затеяна история с передачей процесса сертификации гражданской авиационной техники с межправительственного уровня «карманному» федеральному агентству (ФАВТ). Это действие было не кулуарным, а весьма публичным – результаты очевидны всей авиационной общественности: стараниями бюрократии сертификация «а-la FATA» окончательно приобрела черты рутинной процедуры по сбору средств с иностранных изготовителей, ради допуска их самолётов и вертолетов на российский рынок и формальной «крыши» для явного разбазаривания средств российского федерального бюджета в отечественном авиапроме.
То ли эти действия реализованы по указке (так было задумано изначально), то ли это уже собственная инициатива руководства ФАВТ, гадать нет смысла. Главное результат – а результат плачевный для продвижения российской гражданской авиационной техники даже на внутреннем рынке, не говоря уже о каком-то там экспорте.
Похоже, «находчивое» российское чиновничество открыло для себя очередной Клондайк – освоение бюджета в процессе разработки российских самолётов и вертолетов, без видимых конечных результатов.
Это же очень удобно! Хорошо известно, что авиастроение – очень затратная отрасль. И если для разработки и строительства самолётов и вертолётов привлекать средства банков – нужен результат в виде продаж готовых изделий и окупаемости проектов. А вот если привлекать средства российского бюджета – то достаточно получить голубенькую бумажку (сертификат ФАВТ) и чиновники Минфина, далёкие от техники, «проглотят» ее запросто, как тот самый «реальный» результат. Именно поэтому у Дениса Мантурова и Сергея Чемезова ныне праздник – полученный сертификат позволит им отчитаться за, уже потраченные 220 млрд. бюджетных рублей.
Действительно, зачем вообще строить самолёты и вертолеты, когда проще (разбазарив бюджет) оформлять сертификаты и жить припеваючи – именно этим и занимаются чиновники от авиации и подконтрольные Минпромторгу и «Ростеху» авиастроительные холдинги.
К реальной эксплуатации авиатехники такой подход никакого отношения не имеет, более того, сложившаяся ситуация является публичной – а это уже позор на весь авиационный мир. Можно только представить себе зашкаливающий уровень смеха, который вызывает у наших западных, да и восточных партнёров (в кавычках и без), очередной одобрительный документ имени российского агентства воздушного транспорта на российскую технику, по которому лишь ограниченные экземпляры можно эксплуатировать..
Возникает совершенно справедливый вопрос: а в российском государственном авиационном ведомстве точно граждане России работают?
Сертификация на потоке
Про недосертификат, выданный на вертолет Ка-62 стало известно в декабре 2021 года: на этом вертолёте ФАВТ разрешило летать исключительно экипажу из двух человек. Видимо это и есть, ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||