Любимое зло: почему не прекращается романтизация уголовщины
Вместо того, чтобы разоблачать воровскую романтику, российское общество всячески потворствует ее популярности .
Недавно опубликованная в «Новых Известиях» моя статья «Забыли или скрывают? В раскрытых архивах об убийстве Кеннеди нет ничего про мафию» заканчивалась тем, что книга одного из «крестных отцов» мафии Билла Бонанно «Люди чести» – месть американской власти и американскому обществу. Знайте, что ваша хваленая демократия и ваша власть были повязаны с нами, они ничем не лучше, а в деле чести гораздо хуже любого рядового парня из нашей сицилийской «семьи»!
Не герои, а грязные, жестокие преступники
Только Билл Бонанно заблуждался или же сознательно передергивал: связь власти с мафией - всегда преступна и осуждаема обществом. А вот в его мире грабительский, бандитский образ жизни – норма морали. И тут никакие маски якобы чести, якобы социальной справедливости и псевдо-благородного разбойничества не спасают.
Всегда надо помнить: «люди чести», как их называет мафиозо Билл Бонанно - обыкновенные уголовники.
Но, конечно, литература и кино сильно «постарались». Достаточно вспомнить роман и фильм «Крестный отец», ставшие культовыми. Да, потом автор романа Марио Пьюзо каялся, говорил:
«Мне пришло в голову написать книгу про мафию, чтобы иметь деньги для своих романов». То есть делал на потребу публике: «Конечно, я облагородил своих персонажей, а на самом же деле я никогда ни одного настоящего честного гангстера не встречал».
Но было поздно. «Крестный отец» завладел миром. «Нам не дано предугадать как слово наше отзовется». Правда, уже в новом веке своеобразным разоблачением героев «Крестного отца» стал документальный роман итальянского писателя Роберто Савиано «Гоморра» - обыгрыш названия неаполитанской мафии, каморры. Он переведен на 50 языков. Савиано изобразил реально существующих мафиози, назвал их реальные имена, и на митинге крикнул на всю Италию: «Йовине, Скьявоне, Загария – вы ничтожества! Ваша власть зиждится на страхе! Убирайтесь прочь с этой земли!»
В 2008 году с триумфом прошел по экранам фильм «Гоморра», снятый по роману Савиано, удостоенный всех премий, начиная с Гран-при Каннского фестиваля.
Роберто Савиано и режиссер Маттео Гарроне показали затхлый, убогий мир. Клоаку неаполитанской каморры, в которой барахтаются и стар, и млад, из которой нет выхода. И невменяемые отморозки там жалки, и слегка вменяемые подонки ущербны. Да, убить они могут, и убивают направо и налево, но убивают не как киношные герои, а нелепо, подло, грязно.
Известно, что мафия приветствовала фильмы и книги о своем всемогуществе, своей роковой тайной силе и непобедимости: «Мафия бессмертна». Бандитам нравилось, когда их изображали благородными донами, и они страсть как полюбили выглядеть благородными донами. А тут – грязь, убожество, ничтожество.
Кинокритик Ольга Шумяцкая в статье с характерным названием «Жалкая, ничтожная мафия» писала:
«Их жизнь… нищая, грязная, вонючая, злая, она проходит в тесных клетушках многоквартирной развалюхи, и все попытки заработать себе другую, красивую жизнь с обложки журнала заранее обречены на провал. Мафия в кино бывала разной. Романтической, героической, изысканной, коварной, жестокой, страшной. Мафия Гарроне - жалкое зрелище. Он даже не дает себе труда посмеяться над ней. Он просто отбрасывает ее ногой, как ненужную ветошь».
За такую книгу и за такое кино неаполитанская каморра поклялась отомстить авторам. На их защиту поднялась вся Италия, Европа. В Европе ими восхищаются, в Италии они стали национальными героями. Массовая российская публика фильм почти не заметила.
Уроки Шаламова: блатной мир должен быть разрушен
В одном из интервью Роберто Савиано сказал, что на него больше всего повлиял Варлам Шаламов, великий наш писатель, мученик сталинских лагерей – 3 года в Вишерлаге и 16 лет на Колыме. Мы, россияне, забыли его заветы, не читаем и не перечитываем, а итальянец – знает и следует.
«Художественная литература вместо того, чтобы заклеймить уголовщину, сделала обратное: подготовила почву для расцвета ядовитых ростков в неопытной, неискушенной душе молодежи, - предостерегал Варлам Тихонович в «Очерках преступного мира». - Мишурный плащ уголовной романтики ярким маскарадным блеском привлекает юношу... Его манит и извечная тяга юности к «плащу и шпаге», к таинственной игре... В блатарях он видит людей, которые бросают вызов обществу».
«Япончик» - Иванков Вячеслав Кириллович
«Антон» - Антон Викторович Малевский. мемориал на территории монастыря Давидова пустынь.
«Хикмет Сабирабадский» - Хикмет Мамедкули оглы Мухтаров.
«Рафик Сво - Рафаэл Мкртычевич Багдасарян
Шаламов последовательно снимал ореол бунтарства и рыцарства с блатного мира. Доказывал, что лживость уркаганов не имеет границ, что «честное слово вора» – туфта. У них считается, что обмануть «фраера», то есть обычного человека – не зазорно. На самом деле ничего не стоит их «честное слово» и внутри воровского мира. Рассказывал, как «правильные воры» доносили друг на друга лагерному начальству: «Рыцарские плащи слетают, и остается подлость как таковая, которой проникнута философия блатаря… На первый взгляд, чувство вора к матери - как бы единственное человеческое, что сохранилось в его уродливых, искаженных чувствах. Блатарь - всегда якобы почтительный сын, всякие грубые разговоры о любой чужой матери пресекаются в блатном мире... Но и в этом возвышенном, казалось бы, чувстве вор лжет с начала и до конца, как в каждом своем суждении. Никто из воров никогда не послал своей матери ни копейки денег, даже по-своему не помог ей, пропивая, прогуливая украденные тысячи рублей».
«Очерки преступного мира» Шаламов завершает словами: «Карфаген должен быть разрушен! Блатной мир должен быть уничтожен!»
В России бандиты в моде всегда
Кто-нибудь у нас помнит об этом? Зато почтение к «авторитетам» - так теперь называют матерых уголовников – повсеместное. Уголовный мир хочет показать нам, что он выше всего и всех в том числе и грандиозными памятниками на могилах воров в законе. Это уже мемориалы.
Да, на городских площадях памятники ворам в законе не ставили и в 1990-е годы, и сейчас не ставят. Но буквально за год до выхода в российский прокат фильма «Гоморра», в центре Твери, на бульваре Радищева, воздвигли памятник Михаилу Кругу, автору и исполнителю песен, которые «культурно» называют «русским шансоном». В действительности же самые известные из них - обыкновенный блатняк. Да, он имеет место в жизни как ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||