«А потом поехали реальные гробы…» Как советские люди воспринимали военный психоз 80-х
Милитаристская истерия, которую намеренно возбудила в обществе и поддерживает российская власть имеет немало аналогов в истории. К примеру, в 1980-х годах нечто подобное наблюдалось и в советском общественно-политическом пространстве. На это обратила внимание писатель и литературный критик Елена Иваницкая:
«Вскрылась проблема, актуализированная полным молчанием населения в нынешнем военном психозе.
Психоз первой половины 1980-х - личный опыт для многих из нас, детский или сознательный.
Однако воспоминания о нем разделились предельно:
- В целом первое. (Правда, мне один раз ядерная война приснилась. Но какая-то на общевойсковую похожая.)
- Строго говоря, психоз начался в 1980, после Афганистана. Туда попасть боялись. Верно. Но никто не считал, что мировая война будет. Впрочем, и сейчас не считают. Наше население очень чутко понимает, когда начальство блефует, а когда правду говорит. Сейчас блефует
- Определенно – первое в моем случае. Я была молодая и взрослая. Правда, мое неверие и бесстрашие слегка замутнял «ограниченный контингент советских войск в Афганистане»: там гибли ровесники.
- Милитаристскую истерику начала 80-х сограждане воспринимали «как нудную хрень» до тех пор, пока из Афганистана не поехали реальные гробы. Вот тогда стали бояться. Еще как бояться. И очень тревожиться. Я почему так уверенно об этом пишу? Во-первых, потому что сам служил в армии в 1984-86 годах. Во-вторых, потому что очень много об этом читал и слышал, когда готовил книгу «Афганские звезды» по материалам 300 интервью с ветеранами той войны.
- Военный психоз 1983-84 годов я помню хорошо. Я в это время отвечал за политинформации среди студентов на факультете и одновременно проходил обучение на военной кафедре. К тому моменту сам я ни в какую пропаганду не верил и психоз в публичном изложении «спустил на тормозах», но что касается наших преподавателей военной подготовки, то было видно, что они все это воспринимают вполне серьезно. (В остальном, к официальной пропаганде они были вполне равнодушны.) Многие студенты тоже воспринимали всерьез (было видно по разговорам вопросам).
- Это было каким-то фоном, как шум водопада, к нему привыкли, смирились и перестали замечать.
- Я служил в советской армии с 1985 по 1987. Плевать всем было на «психоз». Не было его.
- В 1950-е атомная война казалась неизбежной, в 1962-м - кульминация. В октябре мы, семиклассники, приветствовали друг друга фразой: «Все равно завтра война». А с тех пор все это поистерлось и сгладилось, и в том же 1983-м было очень противно слушать брехню про южнокорейский самолет, но не более того. Так что и теперь, думаю, перезимуем.
- Это были разные фазы. И с 1983-го примерно года началась (не у всех) тихая истерика, потому что по большому счету - ноль информации. (Пропаганда не в счёт, ей, действительно, не верили - и это означало, что объяснения никуда не годились). Но в это же время с другой стороны - со стороны Польши - была Солидарность! И тоже ноль информации. А в 1980-м убили Леннона. И вот это по-настоящему потрясло.
- Собрали на службе в подвале, демонстрировали индивидуальные средства защиты: противогазы и прочее. Отношение несерьёзное, хотелось выбраться наверх. Когда дождались, толпа ринулась в проход. И тогда стало по-настоящему страшно - затопчут свои же...
- Не знаю, по моим наблюдениям, такого военного психоза, как сейчас, в начале 80-х годов и близко не было.
- Особого психоза по поводу афганской войны не было, был сдерживаемый страх. Насчет дисциплины, конечно. Увы, сейчас картина иная. Военный психоз реально заполнил коллективное бессознательное глубинного народа.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||