Цифровизация в школе – опасность сохранности данных?
Маргарита Сазонова
Matriyoshka / Depositphotos.com
В этом материале:
- Законные основания для внедрения дистанционного обучения
- Почему некоторые родители против информационных технологий в школах?
- Какие проблемы могут возникнуть при применении биометрии учащихся?
Временный переход на дистанционное обучение скорее спровоцировал ускорение развития цифровизации школьного образования. При этом такие нововведения зачастую сталкиваются с критикой со стороны родителей, которые обеспокоены сохранением приватности и персональных данных школьников. Последний тренд цифровизации в школе – обсуждение возможности внедрения биометрической системы, то есть идентификации человека по определенным физическим чертам (например, распознавание человека по лицу). В рамках конференции Privacy Day, организованной Роскомсвободой, эксперты и родители обсудили потенциальные проблемы внедрения и использования таких систем в школах.
Дистанционное обучение: что говорит закон Закон об образовании содержит термин дистанционные образовательные технологии, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением Интернета взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, далее – Закон № 273-ФЗ). С начала пандемии ст. 16 Закона № 273-ФЗ неоднократно дополнялась. Так, было введено уточнение, согласно которому образовательные организации вправе применять электронное обучение и дистанционные технологии в порядке, установленном Правительством РФ [до этого применялся порядок, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816. – Ред.>.
При этом еще до введения данных изменений Рособрнадзор разъяснил, что образовательная организация вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий использовать для организации обучения (Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 октября 2020 г.). Такой вывод был сделан в соответствии с положениями ст. 28 Закона № 273-ФЗ, согласно которому организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности и разработке и принятии локальных нормативных актов. На практике школы принимают Положение о дистанционном обучении, в котором подробно регламентированы компетенции образовательного учреждения при применении электронного обучения и информационных технологий, порядок организации образовательных программ, а также права и обязанности учащихся. Вводилась система дистанционного обучения в соответствии с региональными приказами: так, в Москве в рамках приказа Департамента образования и науки г. Москвы от 6 марта 2020 г. № 89 О введении режима повышенной готовности.
Форма
Примерная форма положения об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования
СКАЧАТЬ Другие формы
По мнению юриста Роскомсвободы и Digital Rights Center Никиты Истомина в сфере образования наметился тренд, когда государство становится не только регулятором в сфере защиты персональных данных, но и участником рынка обработки персональных данных. По мнению эксперта, данная тенденция отражается на примере Единой биометрической системы (ЕБС), на которой замыкается биометрическая система граждан, – в будущем она будет выступать конкурентом биометрических систем банков, то есть частных баз данных. На данный момент с помощью данной системы проводится государственная итоговая аттестация студентов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2021 г. № 301).
Информационные технологии в школах – почему недовольны родители? Некоторые представители родительского сообщества придерживаются мнения, согласно которому приоритет в обязательном порядке следует отдавать очному образованию. Так,
координатор юридической службы и член правления Общественного Движения Родители Москвы Вера Трошина выразила соответствующую общую позицию организации. При этом эксперт подчеркнула, что они не являются противниками электронных технологий в образовании в принципе, однако считают, что их применение должно быть обосновано и иметь строго определенное место реализации. По словам Веры Трошиной, на этапе обсуждения возможности внедрения электронной системы в школах многие родители и учителя были против, но их мнение учтено не было.
МНЕНИЕ
Вера Трошина, координатор юридической службы и член правления Общественного Движения Родители Москвы:
Если откровенно говорить, МЭШ сейчас представляет инструмент ограничения Департаментом образования и администрациями школ прав учащихся на получение традиционного очного образования в школах. Также он является инструментом сбора персональных данных в школах. Сейчас уже всем стало очевидно, что это формирование цифрового профиля учащихся в целях наполнения баз данных без информирования родителей о конечных целях формирования подобных баз, о праве на отказ от сбора данных
Такой вывод был сделан на основании заявления мэра Москвы на конференции Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании о том, что с 2012 года Правительство Москвы формирует базу больших данных в образовании. Родительское сообщество обеспокоено тем, что практически никто из них не был осведомлен об этом.
Однако директор направления Развитие человека на основе данных в Университете 20.35, эксперт в области игровых технологий, педагогического дизайна и образовательного дата-инжиниринга Андрей Комиссаров уверен, что в отношении формирования систем больших данных в данном случае беспокоиться не стоит. Эксперт пояснил, большие данные представляют собой хаотическое неразбираемое человеком количество данных, которое можно считать только технологическими средствами (для этих целей в основном используются глубокие нейросети). В процессе разбора таких данных нейросеть обучается и потенциально принимает определенные решения. В образовании бол ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||