Россия может лишиться четверти всех продуктов питания из-за санкций
Россия может лишиться четверти всех продуктов питания из-за санкций. На «недружественные» страны приходится 28,7% импорта продовольствия в страну. При этом ограничения ставят под угрозу новые поставки, а российские политики предлагают не покупать продукты у государств, осуждающих военную операции России на Украине.
По состоянию на конец 2021 года импортное продовольствие занимало 25% российского рынка, подсчитали эксперты международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В 2014 году, когда была объявлена политика импортозамещения, доля импорта снизилась на 8%, но с 2016 года она начала расти в среднем на 2% в год.
Десятки миллиардов рублей и разговоры об успехах импортозамещения не смогли изменить реальную ситуацию. В 2022 год Россия вошла с высокой долей продовольственного импорта: в сырах показатель достигает 32,5%, в животных маслах – 29,5%, в растительных маслах – 17%, в говядине и субпродуктах – 27,6%. По фруктам Россия зависит от импорта на 17%, по алкоголю – на 9,9%, а по молоку, яйцам и меду – на 8,7%.
На продовольствие приходится 11,5% от всего импорта на общую сумму в 300 млрд долларов в год. Таким образом, продовольствие находится на третьем месте среди наиболее важных статей импорта после машин, оборудования, транспорта и продукции химической промышленности.
На страны Евросоюза, которые объявлены «недружественными» за осуждение военной операции на Украине, приходится 22,4% всего продовольственного импорта. На Белоруссию, через которую идет «серый» импорт их стран ЕС, – 13,5%. Доля в продуктовом импорте России всех «недружественных» стран достигает 28,7%.
«Не будем поставлять наши продукты и сельскохозяйственную продукцию нашим недругам. И покупать у них ничего не будем (хотя и так не покупаем с 2014 года, но список запрещенных к ввозу продуктов можно еще и расширить)», – заявил замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев. По его словам, у России достаточно «разнообразных и вкусных» продуктов для «полного обеспечения наших внутренних потребностей».
Однако эти слова далеки от экономической реальности. Розничные сети уже столкнулись с дефицитом овощей, в том числе капусты, моркови и свеклы, из-за сложностей с доставкой продуктов из других стран. Также в стране возник дефицит бананов, поскольку экспортеры из Эквадора не могут поставить их на российский рынок. Недостаток продуктов питания толкает цены вверх, разогнав инфляцию до уровня дефолта 1998 года.
Еще хуже ситуация с непродовольственными товарами. По данным Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, доля импорта в автозапчастях, детских играх и игрушках превышает 90%, а в одежде и обуви – составляет около 90%. Импорт занимает 86% рынка телекоммуникационного оборудования и 73% рынка галантереи. С начала военной операции на Украине импорт в Россию сократился на 30%.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||