АвтоВАЗ
Отрасль | Каталог > Образование, карьера |
Год основания | 1993 |
Число сотрудников | 150092 |
Руководство компании | Алешин Борис |
Почтовый адрес | 445633, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36 |
Телефон | Показать номер телефона |
Время работы | - |
Web ( переходов 463 ) | http://www.lada-auto.ru/ |
Написать письмо автору |
ОАО "АвтоВАЗ" - самый крупный российский автопроизводитель, находящийся в затяжном кризисе. До сих пор продукция "АвтоВАЗ" не может составить конкуренцию иномаркам. Его продажи растут, лишь когда снижается насыщенность российского рынка популярными иномарками или вводятся высокие пошлины на ввоз иностранных автомобилей.
Тем не менее, АвтоВАЗ - по-прежнему автогигант, равного которому нет, не только в России, но и в мире: единый комплекс со штатом около 150 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих. Самые массовые модели — заднеприводные ВАЗ-2105 и 2107, переднеприводные Самары-2 и машины "десятого" семейства с Приорами — выпускаются в старых цехах. Здесь же делают и трехдверные полноприводники Лада 4х4 (старая Нива). Еще одна традиционная площадка — опытно-промышленное производство (ОПП), где сейчас собирают пятидверные Нивы и трехдверные хэтчбеки "десятого" семейства. Новому цеху с современным конвейером Eisenmann пока далеко до проектной мощности в 220 тысяч Калин, а от планов строительства еще одного завода на 450 тысяч машин тольяттинцы отказались. Но теперь все зависит от развития партнерских отношений с компанией Renault. Босс альянса Renault-Nissan Карлос Гон не устает повторять, что приоритетным направлением будет развитие и укрепление марки Лада.
Руководство
За два года (2005-2006 гг.) на предприятии сменилось два руководителя, третий - Борис Алешин, ставленник "Рособоронэкспорта", пытался найти инвесторов, чтобы реанимировать автохолдинг. В 2006 году провалилась его идея привлечь государственные инвестиции в сумме $5 млрд. В конце 2007 года представители предприятия заявили, что "прорабатывают вопрос" о "раскольцевании" своей структуры собственности. Завод, как известно, принадлежал самому себе. Три структуры, в которых был контрольный пакет, - AVVA, ЦО АФК и Инвестиционно-финансовая компания - в сумме владели 66,5% его голосующих акций. Объявленная цель "раскольцевания" - привлечь сторонних инвесторов. Стороннего инвестора удалось привлечь уже в феврале 2008 года, владельцем блокирующего пакета "АвтоВАЗа" стала Renault. А полностью ликвидировать схему перекрестного владения акциями "АвтоВАЗа", созданную почти два десятилетия назад Борисом Березовским, удалось в мае 2008. Все четыре "дочки" "АвтоВАЗа", являющиеся одновременно его акционерами, присоединены к компании.. В ноябре 2009 года председателем совета директоров "АвтоВАЗа" переизбран гендиректор "Ростехнологий" Чемезов, а экс-президент АвтоВАЗа Борис Алешин не вошел в состав нового совета директоров компании
Господдержка
В марте 2009 г. "АвтоВАЗ" остановил производство и решил уволить 3200 работников. Но тут премьер Владимир Путин пообещал АвтоВАЗу беспрецедентную господдержку — 115 млрд руб., или почти $3,5 млрд. Это, может, и немного по сравнению с $13,4 млрд, которые получила GM от американского правительства. Но для российского автопрома сумма неслыханная. Особенно учитывая, что всем остальным автопроизводителям — ГАЗу, ТагАЗу, "Соллерс" и другим — правительство выделило в сумме 10 млрд руб. Хотя вместе они производят столько же автомобилей, сколько АвтоВАЗ.
Россияне могут недосчитаться новых автомобилей корейской марки Daewoo. "АвтоВАЗ" будет добиваться ограничения их импорта, если Узбекистан, где собирается Daewoo, не пойдет навстречу требованиям автоконцерна, стремящегося увеличить экспорт в страну российских автомобилей.
Кризис
Финансовый кризис подкосил и без того неважное положение компании, несмотря на значительную господдержку. В мае 2009 г. "АвтоВАЗ" публиковал ежеквартальный отчет за первые три месяца 2009 года. Судя по нему, ситуация в компании отчаянная. Она находится в тяжелом финансовом положении и к тому же начинает обнаруживать пропажи товара. "В феврале 2009 года в ходе проверки наличия и условий хранения автомобилей на складах управления региональных поставок обнаружена недостача в Центральном УРП в количестве 4530 автомобилей в сумме 853 млн рублей", - говорится в отчете компании. Однако в отчете говорится, что по этому поводу "проводятся мероприятия по усовершенствованию организации поставок автомобилей в регионы и усилению контроля за деятельностью управления региональных поставок и складов исполнителей". 4530 автомобилей - это более 5% от сильно упавшего объема продаж в первом квартале этого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 39%.
Инвестпрограмма АвтоВАЗа на 2010-2012 гг составляет 80 млрд. руб., - сообщают "Ведомости". Кроме того, АвтоВАЗ раскрыл некоторые параметры антикризисной программы на 2009 г., которая предлагает выход на положительный денежный поток и восстановление операционной рентабельности. Для этого "АвтоВАЗ", в частности, планирует сократить внутренние запасы на сумму 600 млн руб. и запасы автомобилей на 70 000 штук, договориться с поставщиками о снижении цены комплектующих и материалов на 10%, заменить комплектующие на более дешевые, что даст экономию в 2 млрд руб. АвтоВАЗ хочет сократить также расходы на ремонтные работы, что даст экономический эффект в 500 млн руб., и общие административные расходы на 1,5 млрд руб.
В 2009 году "АвтоВАЗ" принес своему акционеру Renault еще 370 млн евро убытков. Renault получила в 2009 году 3,1 млрд евро убытков против 599 млн евро прибыли годом ранее, говорится в отчетности компании. Половину убытка - 1,56 млрд евро - Renault принесли ассоциированные компании, из них 370 млн евро убытка приходится на "АвтоВАЗ", в котором Renault владеет 25% акций. "АвтоВАЗ" пока не принес Renault пользы. В 2008 году тольяттинский автогигаант также принес убыток французам, правда, размер его был в два раза меньше - 117 млн евро. Причем, тогда наибольший вклад в убытки Renault - 902 млн евро - внес Nissan, еще 301 млн евро - группа Volvo (французы владеют 20%).
В середине июля акционеры "АвтоВАЗа" - Renault, госкорпорация "Ростехнологии" и инвесткомпания "Тройка Диалог" - подписали соглашение об увеличении уставного капитала автозавода. Renault внесет в уставной капитал "АвтоВАЗа" технологии и оборудование на 240 млн. евро, "Ростехнологии" - в три раза больше - 770 млн евро. В результате допэмиссии французы сохранят свою долю в "АвтоВАЗе", доля "Ростехнологии" вырастет в общей сложности до 44%, а доля "Тройки Диалог" снизится до 17,5%. RB.ru, 15.07.2010